рок, поп, диско, джаз, фолк, альтернативная музыка
о проекте о проекте исполнители, группы исполнители тексты песен тексты песен инструменты инструменты направления, стили направления
музыкальная энциклопедия : всё о музыке - главная страница
главная страница
 
весь список
 
Исполнители
AC/DC
Adrian Belew
Amon Duul II
Asia
Associates
Barclay James Harvest
Bonzo Dog Band
Brian Eno
Camel
Can
Caravan
Clannad
Curved Air
David Bowie
Dead Can Dance
Dire Straits
Djam Karet
Donovan
Electric Light Orchestra ELO
Eloy
Eric Burdon
Fairport Convention
Fleetwood Mac
Gentle Giant
Geordie
Ian Dury
Isao Tomita
Jack Bruce
Jeff Beck
Jethro Tull
Joan Armatrading
John Cale
Joy Division - New Order
Kansas
Kate Bush
Keith Emerson ELP
Kevin Ayers
King Crimson
Kinks
Kraftwerk
Laurie Anderson
Marc Bolan
Moody Blues
Mungo Jerry
National Health
Nektar
Nico
Patti Smith
Pavlovs Dog
Penguin Cafe Orchestra
Pentangle
Peter Gabriel
Procol Harum
Robert Wyatt
Robin Trower
Rod Argent
Savage Rose
Sex Рistols
Sky
Slapp Happy
Small Faces
Soft Machine
Steve Reich
Styx
Tangerine Dream
Terry Riley
The Who
UK
Van der Graaf Generator
Velvet Underground
Walter Carlos
Yes

 

 

 

 

 
Velvet Underground

Velvet Underground

Нью-йоркская группа, внесшая крупнейший вклад в развитие роковой музыки, но так и не добившаяся признания во время своего существования.

Ее отцом-основателем стал в 1966 году Лу Рид. Недоучившийся журналист, он писал стихи и иногда печатал их в журнале Fusion, а порой читал на поэтических чтениях в соборе св. Марка. Еще в 1964 году Рид встретился с Джоном Кэйлом. Тогда из их встречи ничего путного не получилось, и Рид начал собирать различные группы одну за другой - The Warlocks, The Primitivies. В последней он и подобрал гитариста Стерлинга Моррисона, а позже Морин Такер, одну из немногих женщин-ударников в роке. Когда к составу в 1966 году присоединился Кэйл, они взяли себе новое название с обложки дешевой порнографической книжки.

Зимой Velvets ангажировали в кафе Bizzare на Гринвич Виллидж, и там впервые они столкнулись с неприятием их музыки. Позже Рид вспоминал: "Нам там говорили - еще одна такая песня, и вы вылетите отсюда. И будьте уверены, они вышибли бы нас с легким сердцем".

К счастью, в это время они попались на глаза одному из идейных вождей нового поколения поп-арта, сменившего к концу 60-х годов битников, Энди Уорхолу. Тот нашел, что группа является подходящей командой для сопровождения его гастрольного ревю The Factory, и ввел в ее состав немку Нико.

В Нью-Йорке их официальной резиденцией был отель "Челси", где постоянными гостями оказались Боб Дилан, Патти Смит и другие роковые музыканты. Само же шоу, открыв свои гастроли в Нью-Йорке, отправилось затем в турне по США и Канаде, вызывая диаметрально противоположные суждения о своей музыке везде, где бы оно ни выступало. А на одном концерте в Огайо группа отвела свой срок на сцене, по словам Кэйла, "в сокрушительной тишине". Позже отрывки из рецензий на их первые выступления были напечатаны на развороте конверта их дебютного альбома: "Скрипучий рок-н-ролл, который можно сравнить лишь с декадентской атмосферой Берлина 30х годов" - (Los Angeles Magazine). "Тройной психоз, который насилует чувства... диссонирующая музыка, колеблющиеся каденции, пульсирующие темп и ритм" - (Variety). "Коллекция, которая созвучна насилию, цинизму, извращению. Для эксперимента это слишком животно, безнадежно..." - (Chicago Daily Express).

Velvet Underground

Номинально продюсером их дебютного альбома был записан Уорхол, но он лишь финансировал проект и нарисовал знаменитую "банановую" обложку для конверта. На виниле этого диска была записана чуть ли не самая новаторская музыка, которую в то время можно было услышать в роке. Леденящий нордический вокал Нико не имел, собственно говоря, ничего общего с роковым пением, но великолепно вписался в музыку группы и придал ей новые измерения. Но, кроме имени Уорхола и лица ангела смерти Нико, были еще и музыкальные особенности - а за музыку отвечали Рид и Кэйл. Диапазон нововведений в рок был очень широк - от смеси музыкального примитивизма и многословных текстов Рида до элементов современного американского музыкального авангарда, которых Кэйл набрался еще у ЛаМонта Янга, вместе с любопытным использованием шумов и монотонности, как это можно услышать, например, в композиции European Son (to Delmore Schwartz).

В тематике текстов также было много нового - в основном, всякие аспекты современной жизни, которые до недавних пор считались табу для средств массовой информации, например, наркотики (как в Heroin) и половые извращения (Venus in Furs, Waiting for the Man).

Но раннее творчество Velvets было оценено должным образом лишь с большим опозданием. Современные критики были в замешательстве, не зная, с чем музыкальный мир имеет дело. Время доказало, что в лице группы рок получил основоположников нового влияния, а их история превратилась в легенду. Критика объявила ансамбль приверженцами рокового авангарда. Однако публике это ни о чем не говорило. И вообще, подобное отнесение во все времена звучало довольно подозрительно, означая, скорее, субъективность журналистов, сиюминутный крик моды или лобовую рекламу. К такой музыке публика, да и большая часть критики, в 1967 году были просто не готовы. Многим казалось, что группе не хватает искры и элегантности - качества, которые больше всего ценились тогда у исполнителей. Лишь концертный альбом Live at Max's Kansas City (1970) оказался более понятным, но это произошло через несколько лет, когда коллектив наполовину состоял уже из новых музыкантов.

Однако главная причина пусть и посмертной славы Velvets лежала совсем в другом месте. Музыка ее обладала ритмичной гипнотичностью и была построена на материале, который в те времена считался "немузыкальным". Но в начале 70-х годов тот же материал был охотно принят публикой в творениях Элиса Купера, Grand Funk Railroad, Deep Purple или Black Sabbath. Вот тогда-то и были вновь открыты Velvet Underground и возведены на трон одних из основоположников "тяжелого рока".

Не слишком обобщая, стоит все же заметить, что в те времена, когда Velvets влачили свое жалкое существование в клубах, блестяще начинали Pink Floyd и сан-францисские группы, а Фрэнк Заппа уже готовил турне по Европе и попал в анкету ведущего джазового издания Down Beat - Velvets с ними ничего общего не имеют.

Все же расстояние между ними и теми хард-роковыми группами, что пришли позже, довольно большое. В отличие от примитивной прямолинейности Grand Funk Railroad и Black Sabbath, музыка Velvet Underground имела более глубокий подтекст. Никогда для возбуждения аудитории они не пользовались способами Элиса Купера - оставались холодными, как металл.

Многие критики обвиняли группу в монотонности ее музыки. Действительно, ее отличал навязчивый, даже гипнотический повтор отдельных тактов и аккордов. Однако это не было монотонностью группы, имевшей в своем техническом арсенале два-три риффа, аккорда или ритмической фигуры. Опираясь на тщательно рассчитанные звуки клавишных и случайные находки в манере Джона Кэйджа, восходя к монотонным ритмическим фигурам Терри Райли, хаотическая монотонность музыки Velvets ставила своей целью именно разбудить фантазию слушателей, рождая в ней самые невероятные образы. Хотя поначалу многие слушатели приходили в замешательство, принимая саму мелодию за вступление к ней и тщетно ожидая ее развития.

К концу 1967 года Нико ушла из группы в сольную карьеру, а Уорхол начал терять интерес к мероприятию - так, по крайней мере, сообщала пресса.

Теперь главным вокалистом стал Лу Рид. Атмосфера его песен была очень специфичной. Хотя он исполнял их в дилановской манере, содержание песен было резкой противоположностью направленности тогдашнего американского фолк-рока. Не опускаясь до отшлифовки текстов, он пел обычно в полумраке, что усиливало действие песен на слушателей. Песни Рида о жизни обитателей нью-йоркского дна были, скорее, документальным свидетельством очевидца. Впечатление усугубляла дополненная какофонией электроскрипки стил-гитара, звучащая так же, как на первых концертах группы The Who. В музыке появились конкретные звуки, например, стук колес. Законченным примером их творчества является 17-минутная композиция с диска White Light/White Heat (Verve 1967) Sister Ray. Сухой монотонный ритм, громкие и искаженные гитарные звуки и скользящий голос Рида создавали полное впечатление звукового апокалипсиса, которые усугубляли безумные и виртуозные вставки Кэйла на флейте.

Ансамбль снова отправился на гастроли, выступая почти в пустых залах, и в это время начались склоки между Ридом и Кэйлом. Последний покинул группу еще до выпуска альбома The Velvet Underground (1969) и был заменен сравнительно заурядным музыкантом Дугом Юлом. С этого момента Velvets становятся ансамблем Лу Рида. Вместе с Кэйлом ушел из творений группы звуковой авантюризм, а поставленные в центр звучания песни Рида были уже не циничными и холодными, как раньше, а лиричными, порой тревожными и загадочными и часто наводящими на размышления.

Появились некоторые симптомы интереса публики - а ведь во времена дебютного диска их коммерческий статус немногим отличался от нуля. В середине 1969 года коллектив, проведя несколько месяцев без контракта, сменил фирму, перебравшись на Atlantic. На студиях последней они появились вместе с Биллом Юлом, заменившим Морин Такер. Их первое с 1967 года выступление в Нью-Йорке вызвало некоторый интерес и обозначило довольно большой клан фэнов. Но к этому времени Рид уже потерял веру в возможности Velvets и в августе, совершенно лишенный иллюзий, ушел из ансамбля, чтобы больше туда не возвращаться.

Следующий месяц прошел под знаком выпуска их альбома Loaded (1970), встреченного с бешеным восторгом. Хотя Рида часто упрекали в утяжеленности продукции и микширования, альбом этот продемонстрировал, что группа была способна на великие дела даже в момент разброда. Хотя и небезгрешный, диск Loaded оказался динамичным рок-н-ролловым альбомом, включившим в себя по крайней мере одну классическую для жанра песню - Sweet Jane.

Стерлинг Моррисон отправился доучиваться в Техас, а братья Юлы сделали неудачную попытку поддержать Velvets с новыми членами, совершив турне и выпустив альбом Squeeze (1972). Они просто не были замечены. Через несколько лет Дуг Юл был членом группы сопровождения Рида.

Два "живых" альбома были выпущены посмертно: двойник 1969 Live записан в 1969 году во время концертов в Техасе и Сан-Франциско, а альбом Live at Max's Kansas City (1970) - на выступлении в известном клубе "У Макса".

В 1986 году в свет вышел пятидисковый комплект The Velvet Underground Boxed, причем один из дисков Another View (1985) составлен из невыпускавшихся ранее записей.

Концеpтный альбом Live MCMXCIII записан в 1993 году в Паpиже в оригинальном составе, естественно, исключая Нико. Планировался и выпуск студийного альбома, однако Мо Такер обвинила Рида "в предательстве интересов Velvet Underground". Когда ее поддержал Стерлинг Моррисон, все дальнейшие планы пошли прахом.

 

 

  Дискография:

Velvet Underground:

Velvet Underground & Nico (1967)
White Light/White Heat (1967)
The Velvet Underground (1969)
1969 Live (1969)
Loaded (1970)
Live at Max's Kansas City (1970)
Squeeze (1972)
Evil Mothers - Rare Velvets (1979)
Another View (1985)
VU (1985)
Live MCMXCIII (1993)
1969 V.U. Live with Lou Reed

сборники:

Archetypes (1971)
Andy Warhol's Velvet Underground (1974)
The V.U., vols.1 & 2


 

 

 

 

 

 

 

 
             
на главную страницу MusicBox на главную
исполнители, группы | тексты песен, лирика | музыкальные инструменты | направления, стили
 
Rambler's Top100
music-on.ru © 2010-2012
музыкальная энциклопедия : рок, поп, диско, блюз, джаз, альтернативная музыка