рок, поп, диско, джаз, фолк, альтернативная музыка
о проекте о проекте исполнители, группы исполнители тексты песен тексты песен инструменты инструменты направления, стили направления
музыкальная энциклопедия : всё о музыке - главная страница
главная страница
 
весь список
 
Исполнители
AC/DC
Adrian Belew
Amon Duul II
Asia
Associates
Barclay James Harvest
Bonzo Dog Band
Brian Eno
Camel
Can
Caravan
Clannad
Curved Air
David Bowie
Dead Can Dance
Dire Straits
Djam Karet
Donovan
Electric Light Orchestra ELO
Eloy
Eric Burdon
Fairport Convention
Fleetwood Mac
Gentle Giant
Geordie
Ian Dury
Isao Tomita
Jack Bruce
Jeff Beck
Jethro Tull
Joan Armatrading
John Cale
Joy Division - New Order
Kansas
Kate Bush
Keith Emerson ELP
Kevin Ayers
King Crimson
Kinks
Kraftwerk
Laurie Anderson
Marc Bolan
Moody Blues
Mungo Jerry
National Health
Nektar
Nico
Patti Smith
Pavlovs Dog
Penguin Cafe Orchestra
Pentangle
Peter Gabriel
Procol Harum
Robert Wyatt
Robin Trower
Rod Argent
Savage Rose
Sex Рistols
Sky
Slapp Happy
Small Faces
Soft Machine
Steve Reich
Styx
Tangerine Dream
Terry Riley
The Who
UK
Van der Graaf Generator
Velvet Underground
Walter Carlos
Yes

 

 

 

 

 
Fleetwood Mac

Fleetwood Mac

Четверка Fleetwood Mаc, своей работой ознаменовавшая расцвет блюзового бума в Англии во второй половине 60-х годов, являет собой, с одной стороны, классический пример несовпадения творческих индивидуальностей, с другой - это демонстрация того, как их воздействие пустило корни и побудило многих молодых музыкантов к поискам оригинального самовыражения.

Трое из первых членов группы работали с Джоном Мэйоллом, предтечей блюзового направления: гитарист Питер Грин, басист Джон МакВай и ударник Мик Флитвуд.

Основателем ансамбля стал Питер Грин, родившийся в еврейской семье в трущобах Восточного Лондона. Профессионально начал выступать в качестве басиста на представлениях Питера Биса и в группе Питера Барденса. Позже, когда Барденс вместе с Миком Флитвудом и (на время) Родом Стюартом организовал ритм-энд-блюзовую группу Shotgun Express, Грин остался с ним в качестве гитариста.

Fleetwood Mac

Грин быстро понял, что именно в блюзах он может наиболее полно выразить себя, и первого прорыва в своей карьере он достиг в тот момент, когда Джон Мэйолл в 1966 году попросил его заменить в группе Bluesbreakers только что ушедшего Эрика Клэптона. Грин быстро расцвел как великолепный выразитель идей Мэйолла (его можно услышать на альбоме А Hard Road 1966 года) и сделал следующий закономерный шаг для развития собственной карьеры - в 1967 году ушел с басистом Мэйолла Джоном Макваем организовать Fleetwood Mаc. Четвертым членом группы стал гитарист Джереми Спенсер, неплохо поющий и прилично владеющий слайд-гитарой в манере Элмора Джеймса.

Группа впервые появилась под названием Peter Green's Fleetwood Mаc 12 августа 1967 года на английском джазовом и блюзовом фестивале. Чуть позже они заключили контракт с блюзовым импресарио и продюсером Майком Верноном из фирмы Blue Horizon.

Используя вокал, гитару и таланты композитора Грина в качестве основной ударной силы, группа в несколько месяцев выдвинулась на место ведущей английской блюзовой группы. Их именной дебютный альбом, вышедший в начале 1968 года, в то время, когда в английских списках доминировали Beatles, Rolling Stones и Cream, потряс музыкальную индустрию и оставался в списках бестселлеров в течение 13 месяцев.

Несколько иной сначала была реакция критики, которая все еще находилась под впечатлением недавнего содружества Грина с Мэйоллом. Неудивительно, что на стереотипный парафраз блюзовой классики Dust Mу Broom она отреагировала крайне раздраженно (на втором альбоме группы появилось еще четыре записи того же типа, что свидетельствовало о трудностях с репертуаром). Не добились у критики признания и откровенно пародийные номера Джереми Спенсера, навеянные стилем Бадди Холли и других рокеров.

В конце 1968 года Грин дополнил состав группы своим молодым протеже Дэнни Кирвэном, и с этого момента Fleetwood Mаc представляет собой уникальное объединение с тремя гитарами на переднем плане, в котором каждый член мог сочинять и исполнять свой материал.

Грин с того времени начал отходить от ортодоксальных блюзов. Эта тенденция стала особенно очевидной в экспериментальном исполнении нового, совершенно нетипичного для современной популярной музыки хитового сингла Albatross, ставшего первым номером в Англии в декабре 1968 года, минорной интерпретацией Грина мелодии Sleep Walk Сапто и Джонни, сочиненной в 1959 году.

Другие синглы также оказались выдающимися: прежде всего, это I Need Your Love so Bad, запись, которая от стандартного блюза отличается тем же сочетанием расчета и фантазии, идеи и случая, что ранее были характерными для творений Beatles. B этом примере гитару и вокал Грина дополняет звук виолончели. Песней Black Magic Woman Питер Грин приобщил к своему стилю и Карлоса Сантану, в исполнении которого (неизмененная, но более выразительная) она стала известной всему миру. Или Oh Well, сингл в двух частях и нескольких взаимно контрастных пассажах, который своим пророческим звучанием вполне мог претендовать на место в анналах роковой музыки. Наиболее полным представлением этой фазы стал несколько разнородный, но в целом недооцененный альбом Then Play On, содержащий материал, сочиненный Грином, Спенсером и Кирвэном.

Однако в этот момент попытки группы добиться успеха в США оставались безрезультатными. В своем первом американском турне они открывали выступления Jethro Tull и Джо Кокера, хотя в Англии котировались гораздо выше их. Пожалуй, во всех смыслах Fleetwood Mаc можно было назвать самой эмоциональной английской группой.

Дело дошло до развлекательной фазы в развитии группы; звук ансамбля очистился, дистиллировался до неагрессивного, но приятно возбуждающего и функционального, до идеала рокового фанатика, которого умилял блюз и непосредственно выраженные музыкальные идеи и которого утомляли децибелы многотоннажных Led Zeppelin и других хард-роковых групп. Единственным аналогом такой "диеты" в те времена явилась кристально прозрачная сыгранность четверки Doors. Коммерческим потенциалом Fleetwood Mac в то время относительно пренебрегли, а вклад их в развитие роковой музыки был недооценен.

В мае 1970 года, в период своего увлечения религией, Питер Грин объявил о своем уходе из группы и вообще из сферы музыкального бизнеса. Тогда же он сообщил, что все имеющиеся у него деньги он жертвует на благотворительные цели. Его песня The Green Manalishi, выпущенная вскоре после этого события, была последним появлением продукции Fleetwood Mаc в английских чартах вплоть до переиздания мелодии Albatross в 1973 году.

С этого момента активность Грина становится очень неопределенной. Он возобновляет свои связи с коммуной хиппи в Германии, играет в очень небольшом числе необъявленных сольных концертов в лондонских клубах, избегая роковой прессы, которая в его поисках сбилась с ног, а затем на некоторое время выпадает из поля зрения.

Дебютный лонгплей Питеpа Гpина произвел очень противоречивое впечатление. Сам Гpин играл на шести инструментах, и партия каждого была по меньшей меpе маленьким шедевром, по мнению одних рецензентов, и не показала ничего из способностей Питеpа, по мнению других. В июне 1971 года в свет вышел эмоциональный сингл Heavy Heart, на следующий год - сделанный в сотрудничестве с Найджелом Уотсоном Beasts of Burden.

В течение последующего времени поклонники Грина были вынуждены довольствоваться лишь слухами о его местопребывании и роде занятий: он работал могильщиком (так), барменом в Корнуолле (не проверено), присоединился к общине в Израиле (так), играл на гитаре в песне Night Watch при записи альбома Penguin его бывшей группы (маловероятно), работал санитаром в госпитале (так). Затем он все же выходит на сцену, когда Мэгги Белл набралась смелости пригласить его для одного выступления в 1972 году на Линкольнском фестивале вместо недавно погибшего Леса Харви. Когда речь зашла о регулярных выступлениях, Грин сказал было "да", но затем передумал.

Он возобновил свою активность в 1979 году выпуском лонгплея Little Dreamer, оптимистической коллекцией песен, среди которых проблескивали искры его прежнего огня. Следующий альбом был более ориентирован на блюзы; он, как и два следующих, консолидировал позицию артиста в роковом мире.

В 1982 году Гpин, вернувший себе исконную фамилию Гpинбаум, начал гастролировать с группой Kolors, но результат оказался неудовлетворительным. Питер снова на много лет оставил музыку, отметившись лишь сотрудничеством с бывшим лидером Mungo Jerry Pэем Доpсетом.

С тех пор о нем мало слышали - потеря этого очень одаренного музыканта является одной из крупнейших роковых утрат.

Подавленная и растерянная, группа затихла на некоторое время, осмысливая свое будущее. На появившемся в конце 1970 года альбоме Kiln House функции вокалиста по очереди выполняли Спенсер и Кирвэн, но делали это достаточно неуверенно. Однако, по иронии судьбы, именно этот альбом заложил фундамент для будущих американских успехов группы.

На последних сессиях и американском турне группе помогала жена Джона Маквая Кристина, которая под своей девичьей фамилией Перфект состояла в рядах блюзовых современников Chicken Shack. По контрактным причинам она пока не могла официально присоединиться к группе, вплоть до выхода альбома Future Games.

В феврале 1971 года группу, еще не отошедшую от травмы, вызванной уходом Грина, потряс второй удар. Во время их американских гастролей в Лос-Анджелесе Джереми Спенсер как-то ушел из группы и после розыска местной полицией в течение нескольких дней был, наконец, обнаружен среди руководителей местной религиозной секты под названием "Дети Бога". Эксцентричный гитарист, подобно Питеру Грину, решил переосмыслить свой образ жизни.

Сольный альбом The World of... является великолепной коллекцией его самых лучших пародий на Пресли, Холли и других рокеров) Через два года Спенсер с помощью коллег из той же религиозной организации выпустил альбом Jeremy Spencer and the Children of God, а в 1974-5 годах гастролировал с ними по США и Европе.

Закончив с помощью Грина турне, группа снова на некоторое время окопалась в английской деревне. Затем они пригласили калифорнийского певца, гитариста и композитора Боба Уэлча, чье влияние немедленно сказалось на альбоме Future Games, который, как вполне отметил одни английский критик, вполне мог быть продуктом рока Западного Побережья. Альбом вполне твердо держался в американских чартах.

Следующий диск Bare Trees, записанный тем же составом и в той же манере, отразил некоторый кризис идей в музыке группы. Тем не менее, все силы в это время были направлены на то, чтобы продолжить разработку золотой жилы и выше над американским горизонтом поднять свою звезду, в то время как английская репутация скатывалась все ниже. В конце 1972 года ушел Кирвэн, которого заменили американцы Боб Уэстон и Дэйв Уолкер. Этот состав записал альбом Penguin, который оказался лучше своих предшественников. После выпуска следующего диска Mystery to Me в конце того же года из группы уходит Уолкер, а за ним чуть позже Уэстон. В целом год 1973 оказался для ансамбля тяжелым именно из-за изменений в составе. В этот момент они чуть было не распались, и глупость этой ситуации особенно подчеркнул тот факт, что бывший менеджер группы Клифорд Дэвис организовал новый ансамбль под тем же названием, который не содержал никого из оригинальных членов, но успел совершить турне по США.

Флитвуд и Маквай немедленно подали в суд с требованием запретить использование названия, и в конечном счете выиграли непомерно затянувшийся процесс. (Члены "фальшивой" Fleetwood Mаc под ярлыком Stretch сделали в 1975 году в Англии хитовый сингл Why Did You Do It?, в текстах которого отражены перипетии этого дела). Юридические тяжбы выключили из творческой работы ансамбль практически на целый год. Решив за это время все свои внутренние проблемы, они решили обосноваться в Лос-Анджелесе. После гастрольных поездок по США они попадают в английские списки с альбомом Heroes Are Hard to Find.

Неустойчивая, часто драматическая история группы тем не менее показывает, что за каждое испытание судьбы их ждет вознаграждение, что говорит о ее феноменальной выживаемости при всех испытаниях судьбы. Когда в феврале 1975 года из группы ушел Уэлч, чтобы основать новый ансамбль Paris с Гленом Корником из Jethro Tull, Fleetwood Mac соединились с талантливым американским песенным дуэтом: Линдсей Бакингэм и Стиви Никс. Этот симбиоз обеспечил будущий успех ансамбля. Еще раньше эта семейная пара выдала свой именной альбом, который был замечен критикой, но не оценен широкой публикой. Но под вывеской Fleetwood Mаc те же песни отлично разошлись, а группа получила солидную инъекцию творческой силы и жизненного оптимизма.

На последних своих трех альбомах, ставших многажды платиновыми как в США, так и в Англии, записанными в этом составе, наблюдается некоторый отход со своих позиций, по крайней мере, по мнению критика. "Стереотипные, легко усваиваемые клише и прозрачные маневры", - так отозвался об альбоме Rumours журнал Melody Maker. Вероятнее всего, такое впечатление вытекает аз несоответствия музыки ансамбля привычным меркам - она не могла потрафить ни джаз-роковым знатокам, ни поклонникам хит-парадных мелодий; именно потому, по крайней мере, в Европе, Fleetwood Mac оказались приняты лишь публикой, для которой их музыка была "просто приятной".

В чем же секрет их громадного успеха в США? Скорее всего, в подчеркнутой скромности и правдоподобности их музыки. Мелодии их в целом менее красочны и менее эффектны, чем "европейская" музыка, представленная, например, группой АВВА; но без излишней навязчивости. Это подтверждается и тем фактом, что после первых прослушиваний альбома Fleetwood Mac легко и быстро запоминается песня Monday Morning, мелодия же Rhiannon (кстати, вместе с песней из этого же альбома Over Mу Head проданная в синглах в огромных количествах), хотя и признается приятной, но кажется слишком нудной и тягучей. После десятого прослушивания картина меняется: Monday Morning приедается, привлекательность из нее испаряется, в то время как Rhiannon начинает сверкать. Паутинная конструкция песни как бы заостряется и вам вдруг открывается прелесть мелодии, очарование тонкого голоса Стиви Никс, нежный и хрупкий звук всей записи. Неудивительно, что эта песня стала для группы крупнейшим хитом их карьеры.

Возможна еще одна причина. Уловив тенденцию изменения духа молодежного движения, слишком многие группы и исполнители 70-х годов стали проповедовать своей музыкой "мирное развитие в рамках закона". Fleetwood Mаc не относятся к их числу. Никогда они не ставили своей целью играть просто популярную музыку - и эта социальная заостренность делала их произведения еще более привлекательными для публики.

Музыкальный критик New York Times Джон Рокуэлл писал: "Fleetwood Mаc владеют главным секретом рока: они умеют делать свою музыку доступной и привлекательной и в то же время открыто и прямо воздействовать на эмоции своих слушателей".

Из немузыкальных событий следующих лет следует отметить тот факт, что альбом Rumours был продан за полтора года в баснословных количествах - 11 миллионов экземпляров - а также развод пары Макваев.

В 1979 году группа выпустила двойник Tusk, в котором экспериментами в области звучания, оркестровки и текста она открыто бросала вызов вкусам своих приверженцев. Отказываясь от испытанных музыкальных форм, ансамбль начал применять частые смены тональности, экспериментировал с новой техникой студийной работы, отвлеченного характера текстами и звуковой структурой. Этот двойник показал, что ансамбль пытался быть творчески растущей, но не отрывающейся от своих слушателей группой. В октябре и ноябре в США среди хитовых лидеров была песня Tusk, затем туда же попала и композиция Sarah.

Но похоже, что с этого момента творческие разногласия стали разъедать единство группы. Как часто бывает в подобных случаях, начался серийный выпуск сольных альбомов. Бестселлером стал альбом Стиви Никс Bella Donna, который получил платиновый статус и оставался в чартах Billboard более двух лет. На нем было два американских хита Stop Dragging My Heart Around и дуэт с Томом Петти Lether & Lace. Атмосферой африканского континента обозначена пластинка Мика Флитвуда The Visitor, записанная в столице Ганы Аккре с участием местных музыкантов. И альбом Fleetwood Mаc Mirage, выпущенный в конце 1982 года, вызвал у поклонников страхи, что окажется последним студийным произведением ансамбля. Песни в нем четко разделены по авторской принадлежности. Кристина Маквай по-прежнему пишет чудесные "попсовые" песни, лучшей из которых здесь является Hold Mе; Стиви Никс обнаружила некоторую зацикленность идей. Наиболее живыми, с самой пленительной звуковой концепцией, были песни Линдсея Бакингэма. Мелькающие вокальные партии и калейдоскопическая аранжировка Eyes of the World и замечательные корусы из Book of Love заставляли задаться трафаретным вопросом: кто же в лучшей поре группы 1975-9 гг обеспечивал авторский успех?

Но, с другой стороны, видны и слабости всех авторских концепций. Если каждый из них выпустил бы подобный сольный альбом, эти слабости бросались бы в глаза. Но сложение сильных сторон их талантов до сей поры скрадывало их слабости.

Следующий лонгплей Никс The Wild Heart также стал бестселлером и произвел хиты Stand Back и Nightbird. Третий альбом был менее успешным как в артистическом, так и в коммерческом плане.

Интенсивная сольная карьера почти всех участников ансамбля все время держала в напряжении его поклонников, пугая распадом. Но у такого мощного коммерческого предприятия, которым являлись в 80-е годы Fleetwood Mac, был еще большой запас прочности. В записи лонгплея Tango in the Night приняла участие Стиви Никс, только что вышедшая из клиники, где проходила курс лечения от наркотиков. Этот альбом вновь выказал, особенно в песнях Little Lies, Family Man и You and I (Part 2), их изобретательность, мелодический нюх и душевность. Однако этот диск оказался лебединой песней для Линдсея Бакингэма, который оставил группу во время американского турне. Следующий лонгплей Behind the Mask группа записывала с опытными американскими сейшнменами, гитаристами Билли Беpнеттом и Pиком Вито.

 

 

 

Дискография:

Fleetwood Mac (1968)
7936 South Rhodes (с Эдди Бойдом ) (1968)
Mr.Wonderful (в США под названием English Rose, с добавлением синглов) (1968)
London Live '68 (1968)
Albatross (pанний матеpиал) (1969)
Blues Jam at Chess (амеpиканское название In Chicago) (1969)
The Biggest Thing Since Colossus (с Отисом Спэнном) (1969)
They Play On (1969)
Kiln House (1970)
Future Games (1971)
Bare Trees (1972)
Penguin (1973)
Mystery to Me (1974)
Heroes Are Hard to Find (1974)
Fleetwood Mac (1975)
Rumours (1977)
Tusk (1979)
Live (1980)
Mirage (1982)
In Boston (концеpтный) (1984)
Cerulean ( концеpтный 1970г.) (1985)
Rattlesnake Shake (концеpтный, 1969 г .) (1986)
Tango in the Night (1987)
Live at the Marquee
Behind the Mask (1990)
Time (1995)

компиляции:

The Pious Birds of Good Omen (1969)
The Original Fleetwood Mac (1971)
Black Magic Woman (1971)
Greatest Hits (1971)
Vintage Years (1975)
Man of the World (1978)
History of Vintage Years (1984)
Collection (1987)
Greatest Hits: Fleetwood Mac (1988)
The Chain (1992)
Early Years (1992)
Blues Collection
The Blues Years (1993) 3CD
Like In the Way
Looking Back On


 

 

 

 

 

 

 

 
             
на главную страницу MusicBox на главную
исполнители, группы | тексты песен, лирика | музыкальные инструменты | направления, стили
 
Rambler's Top100
music-on.ru © 2010-2012
музыкальная энциклопедия : рок, поп, диско, блюз, джаз, альтернативная музыка